Скачать:

PDF

Автор: Николай Николаевич Подосокорский
Сведения об авторе:

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского центра «Ф.М. Достоевский и мировая культура», Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25А, стр. 1 121069 г. Москва, Россия.

https://orcid.org/0000-0001-6310-1579

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Подосокорский Н.Н. Ф.М. Достоевский и Иероним Босх: воз сена в романе «Преступление и наказание» // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2025. № 1 (29). С. 46–88. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2025-1-46-88

Дата поступления: 28.01.2025
Дата публикации: 25.03.2025
Номер журнала: № 1 (29) 2025
Рубрика: Поэтика. Контекст
Страницы: 46-88
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2025-1-46-88
EDN:

https://elibrary.ru/QNSQKD

Индекс УДК: 821.161.1.0+75+82.0
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)+85.1+83
Тип публикации: Научная статья 
Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание», аллегория, Босх, «Воз сена», Родион Раскольников, грехопадение, демоны.
Аннотация: Статья затрагивает проблему сопоставления метафизических произведений Ф.М. Достоевского и нидерландского художника Иеронима Босха (ок. 1450–1516), знаменитого своими изображениями сюрреалистических сцен мира, погрязшего в грехе и наполненного самыми фантастическими химерами, зачастую соединяющими в себе признаки живого и неодушевленного. Отмеченная манера художника сразу же бросается в глаза при чтении первых глав «Преступления и наказания», в которых ряд персонажей описывается через болезненное восприятие Раскольникова в духе гибридов Босха. Например, про тонкую и длинную шею старухи-процентщицы говорится, что она «похожа на куриную ногу»; лицо хозяина распивочной, куда заглядывает герой после сделанной «пробы», в глазах Раскольникова «было как будто смазано маслом, точно железный замок» и т. п. Ранее подобные попытки обнаружить босхианские мотивы в русской литературе XIX века предпринимались исследователями на материале творчества А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, но применительно к Достоевскому такая постановка вопроса в специальной статье осуществлена впервые. В настоящем исследовании речь не идет о каком-либо доказанном влиянии Босха на Достоевского, поскольку маловероятно (хотя и полностью не исключено), что писатель вообще был знаком с его картинами. Цель исследования состоит в том, чтобы показать на примере романа «Преступление и наказание» и триптиха «Воз сена», что и Достоевский, и Босх, используя общеевропейские христианские символы и аллегории, указывали в своих произведениях на духовную реальность вне времени, которая является неизменной для людей разных народов и эпох, объединенных общими представлениями о взаимоотношениях людей с Богом и дьяволом и о том, что происходит с человеком после того, как он всецело отдается во власть зла. В статье подробно анализируются концепты «воз сена» и «сено» в романе в связи с триптихом Босха и обнаруживаются удивительные переклички между мирами Достоевского и нидерландского художника-визионера. 

Список литературы

1. Белов, 2011 — Белов С.В. Ф.М. Достоевский. Указатель произведений Ф.М. Достоевского и литературы о нем на русском языке, 1844–2004 гг. СПб.: Российская нац. б-ка, 2011. 755 с.

2. Бенеш, 1973 — Бенеш О. Искусство Северного Возрождения: Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями. М.: Искусство, 1973. 221 с.

3. Бенуа, 1912–1917 — Бенуа А.Н. История живописи всех времен и народов. СПб. (Петроград): Шиповник, 1912–1917. Ч. 1: Пейзажная живопись: в 4 т.

4. Боборыкина, 2023 — Боборыкина Т.А. Слов божественная высь (О двух словах в переводах романа «Преступление и наказание») // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2023. № 1 (21). С. 141–156. https://doi.org/10.22455/2619-0311-20231-141-156

5. Бозинг, 2001 — Бозинг В. Иероним Босх. Около 1450–1516. Между Адом и Раем / пер. с англ. П. Боборыкина. Научн. ред. Т. Володина. М.: Арт-Родник, 2001. 96 с.

6. Боцяновский, 1921 — Боцяновский В.Ф. Незамеченное у Пушкина // Вестник литературы. 1921. № 6–7. С. 2–4.

7. Бюттнер, 2019 — Бюттнер Н. Таинственный Босх: кошмары Средневековья в картинах художника / пер. с англ. М. Кондрашовой. М.: Эксмо, 2019. 144 с.

8. Вазари, 1956–1971 — Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: в 5 т. М.: Искусство, 1956–1971.

9. Викторович, 1982 — Викторович В.А. Безымянные герои Достоевского // Литературная учеба. 1982. № 1. С. 230–234.

10. Владимирцев, 1990 — Владимирцев В.П. Петербург Достоевского (поэтика локальных историко-этнографических отражений) // Проблемы исторической поэтики. 1990. № 1. С. 82–99.

11. Всеобщая история искусств, 1956–1966 — Всеобщая история искусств: в 6 т. М.: Искусство, 1956–1966.

12. Гомбрих, 2017 — Гомбрих Э. Символические образы. Очерки по искусству Возрождения / общ. ред. и вступ. ст. В.П. Шестакова; пер. Е. Доброхотовой-Майковой. СПб.: Алетейя, 2017. 408 с.

13. Даверио, 2018 — Даверио Ф. Игра в живопись / пер. с итал. А. Голубцовой. М.: Слово/Slovo, 2018. 448 с.

14. Даль, 1883–1884 — Даль В.И. Сочинения: в 8 т. 2-е изд. СПб.; М.: Изд. книгопродавца-типографа М.О. Вольфа, 1883–1884.

15. Дворжак, 2001 — Дворжак М. История искусства как история духа / пер. с нем. А.А. Сидорова, В.С. Сидоровой, А.К. Лепорка. СПб.: Академический проект, 2001. 331 с.

16. Достоевский, 1972–1990 — Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.

17. Израэль, 2018 — Израэль Д.И. Голландская республика. Ее подъем, величие и падение. 1477–1806: в 2 т. / пер. с англ. M.Ю. Игнатов, О.В. Сотникова. М.: Клио, 2018.

18. Кантор, 2010 — Кантор В.К. «Судить Божью тварь». Пророческий пафос Достоевского: Очерки. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. 422 с.

19. Карякин, 1976 — Карякин Ю.Ф. Самообман Раскольникова. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». М.: Худож. лит., 1976. 158 с.

20. Карякин, 1997 — Карякин Ю.Ф. Дневник русского читателя. Из записных книжек. Переделкино. 1996 // Октябрь. 1997. № 11. С. 117–144.

21. Касаткина, 2015 — Касаткина Т.А. Священное в повседневном: Двусоставный образ в произведениях Ф.М. Достоевского. М.: ИМЛИ РАН, 2015. 528 с.

22. Касаткина, 2022а — Касаткина Т.А. Как и для чего формируется в произведениях Достоевского «указующий перст» автора: Радикальное богословие Достоевского в романе «Преступление и наказание» // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2022. № 4 (20). С. 27–51. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2022-4-27-51

23. Касаткина, 2022б — Касаткина Т.А. «Преступление и наказание»: как создается глубокий текст // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2022. № 1 (17). С. 52–62. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2022-1-52-62

24. Касаткина, 2023 — Касаткина Т.А. «Мы будем — лица…» Аналитико-синтетическое чтение произведений Достоевского / отв. ред. Т.Г. Магарил-Ильяева. М.: ИМЛИ РАН, 2023. 432 с.

25. Ким, 1990 — Ким Ю.Ч. Творческий вечер: произведения разных лет / послесл. Т. Бек. М.: Книжная палата, 1990. 284 с.

26. Клейман, 1978 — Клейман Р.Я. Вселенная и человек в художественном мире Достоевского // Достоевский: материалы и исследования. Л.: Наука, 1978. Т. 3 / ред. Г.М. Фридлендер. С. 21–40.

27. Консон, 2011 — Консон Г.Р. Психология трагического в картинах Иеронима Босха и Питера Брейгеля старшего // Системная психология и социология. 2011. № 4. С. 50–60.

28. Корбелла, 2022 — Корбелла К. «Комедия» Данте в «Преступлении и наказании» // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2022. № 3 (19). C. 18–36. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2022-3-18-36

29. Корелин, 2012 — Корелин М.С. Западная легенда о докторе Фаусте // По всему свету прославившагося Архичернокнижника и волшебника де Иоанна Фауста учиненное с дьяволом обязательство. Б.м.: Salamandra P.V.V., 2012. С. 17–110.

30. Косякова, 2018 — Косякова В.А. К анализу «Воза сена» Иеронима Босха: «суета сует» в контексте поздней средневековой культуры XV–XVI вв. // Труды Русской антропологической школы. 2018. № 15. С. 86–91.

31. Косякова, 2020а — Косякова В. Босх. Гибриды Средневековья. М.: АСТ, 2020. 432 с.

32. Косякова, 2020б — Косякова В. Код Средневековья. Иероним Босх. М.: АСТ, 2020. 439 с.

33. Косякова, 2020в — Косякова В. Что вышло, когда Пушкин «увидел» Босха, а Достоевский — Рафаэля? // Storyport. 6 июля 2020. URL: https://storyport.online/vspomnitklassiku/chto-vyshlo-kogda-pushkin-uvidel-boskha-a-dostoevskiy-rafaelya/ (дата обращения: 25.12.2024).

34. Лотман, 1995 — Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий: Пособие для учителя // Лотман Ю.М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960–1990; «Евгений Онегин»: Комментарий. СПб.: Искусство–СПБ, 1995. С. 472–762.

35. Магарил-Ильяева, 2024 — Магарил-Ильяева Т.Г. Путь героя в ранних текстах Ф.М. Достоевского и «Преступлении и наказании» // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2024. № 1 (25). С. 45–61. https://doi.org/10.22455/2619-03112024-1-45-61

36. Майзульс, 2021 — Майзульс М. Между Христом и Антихристом: «Поклонение волхвов» Иеронима Босха. М.: Альпина нон-фикшн, 2021. 238 с.

37. Максим Горький, 1968–1976 — Максим Горький. Полн. собр. соч. Худож. произв.: в 25 т. М.: Наука, 1968–1976.

38. Мандер, 2007 — Мандер К. ван. Книга о художниках / пер. с гол. В.М. Минорского; под ред. Г.И. Федоровой. СПб.: Азбука-классика, 2007. 544 с.

39. Марейниссен, 1998 — Марейниссен Р.Х., Рейфеларе П. Иероним Босх. Художественное наследие / пер. с англ. В. Курносовой. М.: Международная книга, 1998. 516 с.

40. Махов, 2011 — Махов А.Е. Средневековый образ: между теологией и риторикой. Опыт толкования визуальной демонологии / научн. ред. О.Л. Довгий. М.: Изд-во Кулагиной — lntrаdа, 2011. 256 с.

41. Милюков, 1990 — Милюков А.П. Федор Михайлович Достоевский // Достоевский Ф.M. в воспоминаниях современников: в 2 т. / подгот. текста К. Тюнькина и М. Тюнькиной. М.: Худож. лит., 1990. Т. 1. С. 259–290.

42. Морозова, 2008 — Морозова О.В. Босх. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. 128 с.

43. Набоков, 1998 — Набоков В.В. Комментарий к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» / научн. ред. В.П. Старк; пер. Е.М. Видре, Г.М. Дашевского и др. СПб.: Искусство-СПБ; Набоковский фонд, 1998. 928 с.

44. Никулин, 1982 — Никулин Н.Н. Золотой век нидерландской живописи. М.: Изобразительное искусство, 1982. 400 с.

45. От Босха до Брейгеля, 2019 — От Босха до Брейгеля. Корабль дураков: по лекциям Паолы Волковой / сост. Мария Плясовских. М.: АСТ, 2019. 272 с.

46. Подосокорский, 2010 — Подосокорский Н.Н. Об одной аллегории в «Преступлении и наказании» (Воз сена у Достоевского и Босха) // Три века русской литературы: Актуальные аспекты изучения: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 22 / под ред. Ю.И. Минералова и О.Ю. Юрьевой. М.; Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования», 2010. С. 61–65.

47. Подосокорский, 2022 — Подосокорский Н.Н. Религиозный аспект наполеоновского мифа в романе «Преступление и наказание»: образ «Наполеона-пророка» и мистические секты русских раскольников-почитателей Наполеона // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2022. № 2 (18). C. 89–143. https://doi.org/10.22455/2619-03112022-2-89-143

48. Подосокорский, 2023 — Подосокорский Н.Н. Загробный мир в рассказе Ф.М. Достоевского «Бобок» // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2023. № 1 (21). С. 62–95. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2023-1-62-95

49. Померанц, 1990 — Померанц Г.С. Открытость бездне: Встречи с Достоевским. М.: Сов. писатель, 1990. 383 с.

50. Пушкин, 1977–1979 — Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: в 10 т. Л.: Наука, 1977–1979.

51. Ронен, 2002 — Ронен О. Поэтика Осипа Мандельштама. СПб.: Гиперион, 2002. 240 с.

52. Сартаков, 2016 — Сартаков Е.В. Гоголь и Иероним Босх: к проблеме гротеска // Творчество Гоголя и европейская культура. Пятнадцатые Гоголевские чтения: сборник научных статей по материалам Международной научной конференции, Москва, Вена, 23–27 марта 2015 года. М., Вена: Новосибирский издательский дом, 2016. С. 127–135.

53. Славянские древности, 1995–2012 — Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под ред. Н.И. Толстого. М.: Международные отношения, 1995–2012.

54. Степанов, 2009 — Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения: Нидерланды, Германия, Франция, Испания, Англия. СПб.: Азбука-классика, 2009. 640 с.

55. Тихомиров, 2016 — Тихомиров Б.Н. «Лазарь! гряди вон». Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении: Книга-комментарий. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Серебряный век, 2016. 560 с.

56. Тольнай, 1992 — Тольнай Ш. де. Босх / пер. и ред. А. Медведев. М.: Ulysses intern. publ., 1992. 175 с.

57. Трубников, 1911 — Трубников А. Демонизм Иеронимуса Босха // Аполлон. 1911. № 3. С. 7–16.

58. Ульянов, 1959 — Ульянов Н. Арабеск или Апокалипсис? // Новый журнал. 1959. Кн. 57. С. 116–131.

59. Фомин, 1974 — Иероним Босх: Альбом / Авт. текста и сост. Г. Фомин. М.: Искусство, 1974. 157 с.

60. Фриче, 1912 — Фриче В.М. Поэзия кошмаров и ужаса. Несколько глав из истории литературы и искусства на Западе. М.: Сфинкс, 1912. 346 с.

61. Фуко, 2010 — Фуко М. История безумия в классическую эпоху / пер. с фр. И.К. Стаф. М.: АСТ, 2010. 698 с.

62. Харрис, 2014 — Харрис Л. Тайная ересь Иеронима Босха / пер. с англ. М. Клименко. М.: Энигма, 2014. 264 с.

63. Чичибабин, 2013 — Чичибабин Б.А. В стихах и прозе / изд. подгот. Л.С. Карась-Чичибабина, Л.Г. Фризман; отв. ред. Б.Ф. Егоров. М.: Наука, 2013. 567 с.

64. Эккартсгаузен, 1821 — Эккартсгаузен К. Ключ к таинствам натуры. СПб.: Морская тип., 1821. Ч. II. 360 с.

65. Элиаде, 2021 — Элиаде М. История веры и религиозных идей: от каменного века до элевсинских мистерий / пер. с фр. Н.Н. Кулаковой, В.Р. Рокитянского, Ю.Н. Стефанова. М.: Академический проект, 2021. 432 с.

66. Юрьева, 2024 — Юрьева О.Ю. Название «Преступление и Наказание» как ключ к целостному анализу романа Ф.М. Достоевского в школе. Статья 2. Наказание // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2024. № 2 (26). С. 204–254.  https://doi.org/10.22455/2619-0311-2024-2-204-254https://doi.org/10.22455/2619-0311-2024-2-204-254