Скачать:

PDF

Автор: Ольга Юрьевна Панова
Сведения об авторе:

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, Поварская ул., д. 25А, стр. 1, 121069 г. Москва, Россия.

https://orcid.org/0000-0002-2520-120X

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Источник финансирования:

Исследование выполнено в Институте мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук при поддержке гранта Российского научного фонда № 23-18-00393 «Россия / СССР и Запад: встречный взгляд. Литература в контексте культуры и политики в ХХ веке» (https://rscf.ru/project/23-18-00393/)

Для цитирования:

Панова О.Ю. Р. Райт и Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание» как претекст романов «Сын Америки» и «Посторонний» // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2025. № 1 (29). C. 220–243. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2025-1-220-243

Дата поступления: 24.12.2024
Дата публикации: 25.03.2025
Номер журнала: № 1 (29) 2025
Рубрика: Достоевский в XX–XXI веке
Страницы: 220-243
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2025-1-220-243
EDN:

https://elibrary.ru/VJWQCB

Индекс УДК: 821.161.1.0+821.111(73).0
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)+83.3(7Сое)
Тип публикации: Научная статья
Ключевые слова: Ричард Райт, Ф.М. Достоевский, русско-американские литературные связи, влияние, экзистенциализм, роман, «Преступление и наказание», «Сын Америки», «Посторонний».
Аннотация: Классик афроамериканской литературы ХХ века Ричард Натаниэль Райт (1908–1960) считал Ф.М. Достоевского своим главным литературным учителем. С романов Достоевского начался путь Райта в литературу. Достоевский оказал решающее влияние на творческую индивидуальность афроамериканского прозаика. В конце 1920 — начале 1930-х годов Райт, занимаясь самообразованием, сначала прочел в библиотеках, а затем приобрел для своей домашней библиотеки все большие романы Достоевского и два сборника его малой прозы (в переводе К. Гарнетт). Роман «Преступление и наказание» стал претекстом для двух главных романов Райта — «Сын Америки» (Native Son, 1940) и «Посторонний» (The Outsider, 1953). В этих произведениях сюжетостроение (использование элементов формулы криминального и детективного романа, «поединки» преступника и следователя и т.д.), система персонажей, философская и этическая проблематика, множественные аллюзии и реминисценции явно указывают на первоисточник. При этом Райт, разумеется, не «копирует» Достоевского, но, отталкиваясь от его тем и метафор, наполняет их новым материалом и новым смыслом, передавая специфику афроамериканского опыта. Сопоставление «Сына Америки» и «Постороннего» друг с другом и с первоисточником — романом Достоевского позволяет проследить, как в творчестве Райта совершался переход от социального «романа протеста» 1930 – начала 1940-х годов к экзистенциализму второй половины 1940 – 1950-х годов, к сложной символике и претворению расовой проблематики в универсальную образность. При этом именно идейно-образный комплекс, восходящий к Достоевскому, обеспечивал цельность писательской индивидуальности Райта на протяжении всей его творческой биографии. 

Список литературы

1. Башмакова, 2013 — Башмакова Л.П. Ричард Натаниэль Райт // История литературы США. М.: ИМЛИ РАН, 2013. Т. VI. Кн. 2. С. 595–640.

2. Достоевский, 1972–1990 — Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.

3. Морозова, 2013 — Морозова Т.Л. Три преступления: социально-психологические мотивы «Преступления и наказания» в романах Теодора Драйзера и Ричарда Райта // Европейский журнал социальных наук. 2013. № 2 (30). C. 213–220.

4. Райт, 1981 — Райт Р. Сын Америки / пер. Е. Калашниковой // Райт Р. Сын Америки. Повести. Рассказы. М.: Прогресс, 1981. С. 21–416.

5. Рокотов, 1941 — Рокотов Т. Творческий рост Ричарда Райта // Интернациональная литература. 1941. № 2. С. 154–157.

6. Alexander, 1971 — Alexander M. Richard Wright // Richard Wright: Impressions and Perspectives / eds D. Ray, R. Farmsworth. Ann Arbor, MI: University of Michigan Press, 1971. P. 47–67.

7. Bloshteyn, 2001 — Bloshteyn M. Rage and Revolt: Dostoevsky and Three African American Writers // Comparative Literary Studies. 2001. Vol. 38. No 4. P. 277–309.

8. Bontemps, 1953 — Bontemps A. Review of “The Outsider” by Richard Wright // Saturday Review. 1953. March 28. P. 15–16.

9. Cobb, 1979 — Cobb N.K. Richard Wright: Exile and Existentialism // Phylon. 1979. Vol. 40. No 4. 4th qtr. P. 362–374.

10. Conversations, 1993 — Conversations with Richard Wright / eds K. Kinnamon, M. Fabre. Jackson, MS: University of Mississippi Press, 1993. 253 р.

11. Fabre, 1973 — Fabre M. The Unfinished Quest of Richard Wright. New York: Morrow, 1973. 639 р.

12. Fabre, 1985 — Fabre M. The World of Richard Wright. Jackson, MS: The University Press of Mississippi, 1985. 268 р.

13. Fabre, 1990 — Fabre M. Richard Wright: Books and Writers. Jackson, MS; London: University Press of Mississippi, 1990. 299 р.

14. Frazier, 1939 — Frazier F. The Negro Family in the United States, University of Chicago Press, 1939. xxxii, 686 p.

15. Glicksberg, 1958 — Glicksberg Ch. Existentialism in “The Outsider” // Four Quarters. 1958. Vol. VII. No 1. January. P. 17–26.

16. Joyce, 1986 — Joyce J.A. Richard Wright’s Art of Tragedy. Iowa City: University of Iowa Press, 1986. 129 р.

17. Kiuchi, Hakutani, 2014 — Kiuchi Т., Hakutani Y. Richard Wright: A Documented Chronology, 1908–1960. Jefferson, MS: McFarland, 2014. 456 р.

18. Lehan, 1959 — Lehan R. Existentialism on Recent American Fiction: The Demonic Quest // Texas Studies in Literature and Language. 1959. Vol. 1. No 1. Summer. P. 181–202.

19. Lynch, 1996 — Lynch M.F. Haunted by Innocence: The Debate with Dostoevsky in Wright’s “Other Novel” The Outsider // African American Review. 1996. Vol. 30. No 2. Summer. P. 225–266.

20. Magistrale, 1986 — Magistrale T. From St. Petersburg to Chicago: Wright’s “Crime and Punishment” // Comparative Literary Studies. 1986. Vol. 23. No 1. Spring. P. 59–70.

21. Margolis, 1968 — Margolis E. Native Sons: A Critical Study of the Twentieth-Century Negro American Authors. Philadelphia: Lippincott, 1968. 210 р.

22. Minor, 1938 — Minor M. The Author Discusses His Craft // Daily Worker. 1938. Dec. 13. P. 7.

23. Peterson, 2017 — Peterson D. Richard Wright, 1938–1935: From Gorky to Dostoevsky // Literature of the Americas. 2017. No 3. P. 162–174.

24. Richard Wright Encyclopedia, 2008 — The Richard Wright Encyclopedia / eds J. W. Ward, R. J. Butler. Westport, CT; London: Greenwood Press, 2008. 472 р.

25. Shelby, 2019 — Shelby T. Freedom in a Godless and Unhappy World // Cambridge Companion to Richard Wright. Boston, MA: Harvard University Press, 2019. P. 121–138.

26. Slotkin, 1973 — Slotkin R. Regeneration through Violence: The Mythology of the American Frontier, 1600–1860. Norman, OK: University of Oklahoma press, 1973. 670 р.

27. Walker, 1988 — Walker M. Richard Wright: Daemonic Genius. A Portrait of the Man. New York: Warner Books, 1988. 428 р.

28. Widmer, 1960 — Widmer K. The Existential Darkness: Richard Wright’s “The Outsider” // Wisconsin Studies in Contemporary Literature. 1960. Vol. I. No 3. Fall. P. 13–21.

29. Wright, 1940 — Wright R. Native Son. New York: Harper and Bros, 1940. 359 р.

30. Wright, 1955 — Wright R. I Curse the Day When for the First Time I Heard the Word “Politics” // L’Express. 1955. October 18. P. 8.

31. Wright, 1960 — Wright R. Interview // L’Express. 1960. November 8.

32. Wright, 1991 — Wright R. The Outsider. New York: Harper Collins, 1991. 887 р.