Скачать:

PDF

Автор: Сараскина Людмила Ивановна
Сведения об авторе:

доктор филологических наук, главный научный сотрудник cектора художественных проблем массмедиа, Государственный институт искусствознания, Козицкий пер., 5, 125009 г. Москва, Россия.

https://orcid.org/0000-0003-4844-4930

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Сараскина Л.И. Аркадий Долгорукий в кино и на сцене: дебютные решения // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал, 2021. № 2 (14). С. 192-223. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2021-2-192-223

Дата поступления: 25.02.2021
Дата публикации: 25.06.2021
Номер журнала: 2021 № 2(14)
Рубрика: ДОСТОЕВСКИЙ НА СЦЕНЕ
Страницы: 192-223
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2021-2-192-223
Индекс УДК: 821.161.1.0
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)
Ключевые слова: Достоевский, роман «Подросток», экранизация, спектакль, язык кино, экранная и сценическая судьба, Аркадий Долгорукий, Версилов, дебюты.
Аннотация: В статье исследуется кинематографическая и сценическая судьба романа Ф.М. Достоевского «Подросток» на фоне многочисленных экранизаций и театральных постановок других произведений писателя. Обсуждается вопрос оправданности вольных интерпретаций и границ допустимого в экранизациях. Рассмотрены полемические аспекты проблемы: служит ли наличие экранных и сценических воплощений доказательством творческой состоятельности литературного первоисточника, расширяют ли экранизации и театральные постановки содержание литературного оригинала, честно ли они работают с его смыслами и образами. В центре внимания статьи – попытка проанализировать причины, по которым экран и сцена в течение многих десятилетий не замечали роман «Подросток», а возможно, даже сознательно игнорировали его. Единственная пока экранизация романа «Подросток» создана в СССР (1983 г.) режиссером Е.И. Ташковым (в ролях: Аркадий Долгорукий – Андрей Ташков, Андрей Версилов – Олег Борисов). Представляет интерес конвертация романного повествования от первого лица (от Я) в язык кино. Однако экранный дебют романа и его героев не стал удачей. Фильм освободил себя от смысловой нагрузки литературного первоисточника, не справился с его основными идеями, сценарно, режиссерски и актерски пошел легким путем. Еще более облегченной оказалась и театральная постановка романа «Подросток» на сцене Малого драматического театра в Петербурге (премьера состоялась 12 мая 2013 года). В сценической композиции ученика Льва Додина Олега Дмитриева она оказалась сильно урезана. Отсутствие в спектакле роли Версилова, о котором Аркадий мечтал все свои юные годы, собирался узнать о нем «всю истину», радикально смещает акценты. Аркадий играет не юного, взрослеющего человека, а взрослого мужчину, которого настиг кризис среднего возраста, и он сам себе Версилов. Он присваивает себе версиловское право на экстравагантность и скандальность, становясь, таким образом, не свидетелем, а центральной фигурой кульминации.

Cписок литературы

1. Белкин, 1956 – Ф.М. Достоевский в русской критике. Сборник статей / вступ. статья и примеч. А.А. Белкина. М.: ГИХЛ, 1956. 471 с.

2. Гинзбург, 1963 – Гинзбург С.С. Кинематография дореволюционной России. М.: Искусство, 1963. 463 с.

3. Гладышева, 2012 – Гладышева Д. Александр Адабашьян: «визуальное воплощение мощнее литературы». URL: https://polit.ru/article/2012/04/03/gp_adabashyan/ (дата обращения 05.02.2021).

4. Гращенкова, 2005 – Гращенкова И.Н. Кинематограф Русского послеоктябрьского зарубежья 20-х годов. URL:. http://knigi1.dissers.ru/books/library3/3967-14.php (дата обращения 13.06.2019).

5. Достоевский, 1972–1990 – Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30-ти томах. Л.: Наука, 1972–1990.

6. Егошина, 2020 – Егошина О. Зачем человеку свобода? // Новая газета. 2020. 27 ноября.

7. Зоркая, 2005 – Зоркая Н.М. История советского кино. СПб.: Алетейя, 2005. 544 с.

8. Лебедев, 1965 – Лебедев Н.А. Очерки истории кино СССР. Немое кино: 1918–1934 годы. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Искусство, 1965. 583 с.

9. Морозов, 2010 – Морозов Н. Раскольников в метро убил старушку // Известия. 2010. 13 мая.

10. Новости культуры, 2013 – Новости культуры. В Малом драматическом театре – Театре Европы представили сценическую версию романа «Подросток». URL: https://smotrim. ru/article/983906 (дата обращения 13.06.2020).

11. Образы Достоевского…, 2011 – Образы Достоевского в книжной иллюстрации и станковой графике / ответ. ред. Н. Ашимбаева. СПб.: Кузнечный переулок, 2011. 336 с.

12. Орнатская, Степанова, 1974 – Орнатская Т.Н., Степанова Г.В. Романы Достоевского и драматическая цензура (60-е годы XIX в. – начало XX в.) // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 1. Л.: Наука, 1974. С. 268-284.

13. «Подросток», 1983 – «Подросток». Фильм. СССР. 1983. URL: https://yandex.ru/ video/preview/?text=%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82% D0%BE%D0%BA%20%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%201983&path= wizard&parent-reqid=1610285116174211-1487138930803890404600107-production-apphost-man-web-yp-306&wiz_type=vital&filmId=4693696840853386309 (дата обращения 10.01.2021).

14. «Подросток». Мини-сериал, 1983 – «Подросток». Мини-сериал. СССР. 1983. Рецензии зрителей. URL: https://www.kinopoisk.ru/series/231132/ (дата обращения 15.01.2021).

15. Рецензия, 1910 – [Рецензия] // Вестник кинематографии. 1910. № 1.

16. Сараскина, 2014 – Сараскина Л.И. Литературная классика в соблазне экранизаций. Столетие перевоплощений. М.: Прогресс-Традиция, 2014. 584 с.

17. Сериал «Подросток», 2017 – Сериал «Подросток». 2017. URL: https://www.vokrug. tv/product/show/podrostok_2017/; URL: https://kino.mail.ru/series_915921_podrostok/ (дата обращения 15.01.2021).

18. Трегубов, 2020 – Трегубов А. Великая мудрость Адабашьяна: маэстро раскрыл рецепт счастья. URL: https://www.mk.ru/culture/2020/08/08/velikaya-mudrost-adabashyanamaestro-raskryl-recept-schastya.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com (дата обращения 07.02.2021).