Скачать:

PDF

Автор: Татьяна Александровна Боборыкина
Сведения об авторе:

кандидат филологических наук, доцент, старший преподаватель Факультета Свободных Искусств и Наук СПбГУ, Санкт-Петербургский Государственный Университет, Университетская набережная, д. 7-9, 199034 г. Санкт-Петербург, Россия.

https://orcid.org/0000-0002-8661-3435

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Боборыкина Т.А. «Преступление и наказание»: хореография текста и текст хореографии // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2022. № 3(19). С. 48–77. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2022-3-48-77

Дата поступления: 16.05.2022
Дата публикации: 25.09.2022
Номер журнала: № 3 (19) 2022
Рубрика: Поэтика. Контекст
Страницы: 48–77
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2022-3-48-77
EDN:

https://elibrary.ru/ERJTFU

Индекс УДК: 821.161.1.0
Индекс ББК: 83.3(2=411.2)
Ключевые слова: Достоевский, Пушкин, Стерн, Бальзак, визуальная метафора, метафизика, хореография.
Аннотация: «Преступление и наказание» Достоевского рассматривается не с позиций хореографической постановки, а с точки зрения, условно говоря, «хореографии» самого Достоевского, то есть под углом зрения визуальных пластических метафор, которые составляют закодированный текст романа. Под «хореографией текста» понимается литературное описание тех или иных перемещений, жестов и положений. Под «текстом хореографии» понимается прочтение смысла этих движений. Иными словами — прочтение изображенного действия, как некоего ненаписанного, но иносказательно выраженного текста. Достоевский часто обращается к визуальности и вместо произнесенных слов, описывает безмолвные действия. Они по-своему символичны и говорят о «внутренних переживаниях, чувствах и мыслях в форме явственно осязаемых событий внешнего мира». Эскизом к «Преступлению и наказанию» с точки зрения «хореографии текста» в теме двойственности Раскольникова можно назвать повесть «Двойник», где пятая глава представляет запись сложного, динамичного «танца» раздвоения. Как и повесть, роман «Преступление и наказание» о внутренней жизни, о пути одного Раскольникова к Раскольникову другому. Этот метафизический путь показан и как путь физический, в преодолении которого противоречивые движения души героя обретают свою видимую пластику. Кажется, что писатель поистине владеет не только искусством слова, но и подобно хореографу, безмолвно говорит о самом главном на языке движений человеческого тела. Иногда кульминационные моменты главной линии романа прослеживаются в отдельных коротких, но глубоко символичных словах или фразах, а иногда они скорее показаны, чем рассказаны. И именно потому, что смыслы не сказаны напрямую, а кроются в символике слов и движений, они требуют пристального внимания и детальной расшифровки, чему и посвящена эта статья.

Список литературы

1. Атарова, 1981 — Атарова К. Творчество Лоренса Стерна // Laurence Sterne. Selected Prose and Letters. М.: Прогресс, 1981. Т. 1. C. 5−48.

2. Бальзак, 1951 — Бальзак О. Предисловие к «Человеческой комедии» // Собр. соч.: в 15 т. М.: Худож. лит., 1951. Т. 1. C. 1−18.

3. Барт, 1989 — Барт Р. Критика и истина // Избранные работы. Семиотика. Поэтика / пер. с фр., вступ. ст. и коммент. Г.К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. С. 319−375.

4. Барт, 1989 — Барт Р. Нулевая степень письма / пер. с фр. М.: Академический Проект, 2008. 431 с.

5. Баршт, 1996 — Баршт К. Рисунки в рукописях Достоевского. СПб: Формика, 1996. 319 с.

6. Баршт, 2016 — Баршт К. Рисунки и каллиграфия Ф.М. Достоевского: от изображения к слову. Бергамо: Lemma-Press, 2016. 456 c.

7. Бахтин, 1979 — Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / сост. С.Г. Бочаров, примеч. С.С. Аверинцев и С.Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979. 423 с.

8. Белов, 2001 — Белов С.В. Неслучайные слова и детали в «Преступлении и наказании» // Вокруг Достоевского: Статьи, находки и встречи за тридцать пять лет. СПб: СПбГУ, 2001. С. 193−197.

9. Бердяев, 1994 — Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского // Философия творчества, культуры и искусства. М.: Искусство. 1994. Т. 2. С. 9−150.

10. Боборыкина, 1996 — Боборыкина Т.А. Трагическое движение идей // Балет. 1996. Июль-август. №4. С. 29−30.

11. Боборыкина, 2014 — Боборыкина Т.А. Иное пространство слова / Another Realm for the Word. СПб.: НП-Принт, 2014. 222 с.

12. Волынский, 2011 — Волынский А.Л. Достоевский: философско-религиозные очерки. СПб.: Леонардо, 2011. 672 с.

13. Выготский, 1987 — Выготский Л. Трагедия о Гамлете, принце Датском // Психология искусства. М.: Педагогика 1987. С. 156−186.

14. Достоевский, 1972−1990 — Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972−1990.

15. Касаткина, 2004 — Касаткина Т.А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». М.: ИМЛИ РАН, 2004. 480 с.

16. Котельников, 2019 — Котельников В.А. Метаморфозы телесности в критическом дискурсе Акима Волынского // Русская литература. 2019. № 3. С. 111−121.

17. Мармеладов, 1992 — Мармеладов Ю. Тайный код Достоевского. Илья-пророк в русской литературе. СПб.: Петровская акад. наук и искусств, 1992. 142 c.

18. Метерлинк, 2000 — Метерлинк М. Молчание // Сокровище смиренных. Самара: Агни, 2000. С. 12−18.

19. Найман, 1989 — Найман А.Г. Рассказы о Анне Ахматовой: Из книги «Конец первой половины XX века» / сост. раздела «Приложения» А.Г. Наймана. М.: Худож. лит., 1989. 302 с.

20. Новерр, 1965 — Новерр Ж.Ж. Письма о танце. Л.; М.: Искусство. 1965. 367 с.

21. Ортега-и-Гассет, 1991 — Хосе Ортега-и-Гассет. Две главные метафоры // Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. С. 203–218.

22. Пушкин, 1957 — Пушкин А.С. Пиковая дама // Полн. собр. соч.: в 10 т. М: Изд-во Академии Наук, 1957. Т. 6. С. 317–356.

23. Стерн, 1968 — Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена. М.: Худож. лит., 1968. 686 с.

24. Терц, 1993 — Терц А. Прогулки с Пушкиным. СПб.: Всемирное слово. 1993. 159 с.

25. Толстой, 1984 — Толстой Л.Н. Собр. соч.: в 22 т. М.: Худож. лит., 1984. Т. 18. 911 с.

26. Томашевский, 1996 — Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие / вступ. статья Н.Д. Тамарченко; комм. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко. М.: Аспект Пресс, 1996. 336 с.

27. Фрейд, 2003 — Фрейд З. Введение а психоанализ: Лекции / пер. с нем. Г.В. Барышниковой; под ред. Е.Е. Соколовой и Т.В. Родионовой. СПб.: Азбука-Классика. 2003. 480 с.

28. Фрейд, 2018 — Фрейд З. Толкование сновидений. СПб.: Питер, 2018. 576 с.

29. Фромм, 2009 — Фромм Э. Забытый язык. Введение в науку понимания снов, сказок и мифов. М.: Аст, 2009. 251 с.

30. Эйзенштейн, 2002 — Эйзенштейн С.М. Глава о Достоевском (Метонимия и метафора в сюжете) // Метод. М.: Музей кино, 2002. 494 с.

31. Эйзенштейн, 2000 — Эйзенштейн С.М. Глагольность метафоры // Монтаж. М.: ВГИК, 2000. С. 256–271.

32. Эйзенштейн, 2004 — Эйзенштейн С.М. Неравнодушная природа. М.: Музей кино, 2004, Т. 1: Чувство кино. 687 с.

33. Эткинд, 1999 — Эткинд Е.Г. Внутренний человек и внешняя речь. М.: Языки русской культуры, 1999. 446 с.

34. Юнг, 1991 — Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс. 1991. 304 с.

35. Краткий толковый психолого-психиатрический словарь, 2008 — Краткий толковый психолого-психиатрический словарь / под ред. К. Игишева, 2008. URL: http:// webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:A0YzIOftXp4J:med.niv.ru/doc/dictionary/ psycho-psychiatric/index.htm+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru (дата обращения: 10.07.2022).

36. Dauner, 1958 — Dauner L. Raskolnikov in Search of a Soul // Modern Fiction Studies. 1958. Vol. 4. Pp. 199−211.

37. Freud, 1965 — Freud S. The Dream-Work // The Interpretation of Dreams. NY: Avon, 1965. Рр. 311−546.

38. Freud — Freud S. Die Traumdeutung. URL: https://www.projekt-gutenberg.org/freud/ traumdeu/chap006.html (дата обращения: 10.07.2022).

39. Kostalevsky, 1997 — Kostalevsky M. Dostoevsky and Soloviev. The Art of Integral Version. New Haven; London: Yale University Press, 1997. 224 p.

40. Lakoff, Johnsen 2003 —Lakoff G., Johnsen M. Metaphors We Live By. London: University of Chicago Press, 2003. 276 p.