Кандидат филологических наук,

директор Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля (Государственного литературного музея),

профессор Российского государственного гуманитарного университета

 

Образование: филологический факультет Черновицкого госуниверситета (г. Черновцы, Украина, 1983)

 

Кандидатская диссертация: «Творческая рефлексия в литературном произведении: структура и функции» (ИМЛИ РАН, 1991)


Область научных интересов: история русской классической литературы и литературной критики, современная русская поэзия и проза, история отечественного образования, творческое наследие русского поэта Арсения Тарковского

 

Научно-организационная деятельность

Член Союза писателей (1995)

Член Союза журналистов (1997)

Действительный член Академии русской современной словесности (АРСС, вице-президент в 2000–2001)

Член Американской ассоциации славистов (AAASS)

Член жюри литературных премий: имени Аполлона Григорьева (2001), Российской национальной премии «Поэт» (с 2005), «Русский Букер» (2006) и др.

 

 

Основные публикации

Монографии

История и теория литературного самосознания: Творческая рефлексия в литературном произведении. Кемерово: КемГУ, 1992. 82 с.

 

Статьи

  • История литературы и литературный музей: закономерности взаимодействия // Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки сборник статей; автор-сост. Е.А. Воронцова; отв. ред. Л.И. Бородкин, А.Д. Яновский. М.: Этерна, 2015. С. 487–492.
  • «Пожизненное детство»: поэзия и правда Игоря Меламеда // Меламед И. Арфа серафима: Стихотворения и переводы. М.: ОГИ, 2015. С. 5–27.
  • Между Волгой и Вислой: польско-русский взгляд // Пшебинда Г. Между Краковом, Римом и Москвой: авторизованные переводы с польск.; ред. Я. Охонько; пред. Д. Бака. М.: РГГУ, 2013. С. 8–9.
  • Калейдоскопы памяти // Новый мир. 2013 № 8. С. 194–197. (совм. с Т.В. Соловьевой)
  • Сто поэтов начала столетия (Вып. 23) // Октябрь. 2012. № 1. С. 162–173.
  • Сто поэтов начала столетия (Вып. 24) // Октябрь. 2012. № 2. С. 173–182.
  • Сто поэтов начала столетия (Вып. 25) // Октябрь. 2012. № 4. С. 148–168.
  • «Единство и теснота»: возвращение к вопросу о композиции романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Русская литература ХХ века: Итоги столетия. СПб., 2001. С. 7–8.
  • Проблемы творчества и образ художника в романе И.А. Гончарова «Обрыв» // Традиции и новаторство в русской классической литературе. Гоголь. Достоевский. СПб., 1992. С. 113–123.
  • Неформальный метод в литературоведении (К проблеме вненаходимости литературоведа) // Бахтинский сборник. М., 1991. Вып. 2. С. 243–264.
  • К вопросу о поэтической эволюции Мандельштама: Тема художественного творчества // Творчество Мандельштама и вопросы исторической поэтики. Кемерово: Изд-во КемГУ, 1990. С. 24–31.

 

Scopus / Web of Science

  • Проект издания энциклопедии «Литературные музеи России» и новые алгоритмы работы сети российских литературных музеев // Диалог со временем. 2015. № 52. С. 223–226.
  • Литературоведение как провокация чтения: есть ли автор у истории литературы? // Новое литературное обозрение. 2003. № 59. С. 6.
  • Иван Гончаров в современных исследованиях // Новое литературное обозрение. 1996. № 17. С. 364–369.

 

Педагогическая деятельность

C 1991 г. преподает в РГГУ, зав. кафедрой истории русской литературы новейшего времени.