Скачать:

PDF

Автор: Нина Сергеевна Ищенко
Сведения об авторе:

кандидат философских наук, доцент кафедры философии, Луганский государственный педагогический университет, ул. Оборонная, д. 2, 91011 г. Луганск, ЛНР.

https://orcid.org/0000-0001-8616-7087

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Ищенко Н.С. Студент, право имеющий: коллективный анти-Раскольников в «Тайной истории» Донны Тартт // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2022. № 3 (19). С. 147–158. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2022-3-147-158

Дата поступления: 23.06.2022
Дата публикации: 25.09.2022
Номер журнала: № 3 (19) 2022
Рубрика: Достоевский в XX–XXI веке
Страницы: 147–158
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2022-3-147-158
EDN:

https://elibrary.ru/FHRUME

Индекс УДК: 821.161.1.0+2-1
Индекс ББК: 87+83.3(2=411.2).5+84.7
Ключевые слова: Федор Достоевский, Донна Тартт, «Тайная история», «Преступление и наказание», русская литература, православие, Дионис, сверхчеловек, Ницше, античная трагедия, христианство.
Аннотация: В статье анализируется влияние Достоевского в романе Д. Тартт «Тайная история». Автор показывает, как инвертируются основные сюжетные коллизии «Преступления и наказания» в книге американской писательницы. Персонаж книги — коллективный антагонист Раскольникова, признающий за собой право на убийство. Сверхчеловек изображен в романе как безупречный рационалист Майкрофт Холмс. Духовная сила, ведущая героев Тартт по пути превращения в сверхчеловека, — это языческий бог Дионис, причащаясь которому, студенты идут на убийство. В романе показано саморазрушение убийцы, отказавшегося видеть человека в своей жертве. Авторский голос в романе оформлен в поэтике Достоевского, с помощью приема странной фразы, без причины произнесенной героем. Происходит это при встрече на поминках с семьей убитого студента. В этот момент в голове рассказчика сама собой всплывает фраза: «Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил». Эта фраза Раскольникова — краткий конспект сюжета «Преступления и наказания». В романе Донны Тартт эта фраза выражает авторскую позицию, авторское объяснение того, что происходит в книге: другие персонажи в другом мире повторяют судьбу Раскольникова, и автор показывает, к чему это приводит. Раскольникову удалось спастись, обратившись к Христу и приняв свою человеческую природу. Сверхчеловеку Донны Тартт спастись не удалось, потому что вместо Христа он общался с Дионисом. Причащаясь Дионису в древнем ритуале омофагии, студенты идут на убийство. В романе показано саморазрушение всех пятерых убийц, отказавшихся видеть человека в своей жертве: самоубийство (Генри), попытка самоубийства (Френсис), алкоголь и наркотики вплоть до полной десоциализации (Чарльз), самонаказание в виде отказа от радостей жизни и общения с людьми (Камилла), одиночество (Ричард). Таким образом, Донна Тартт доказывает от противного ту же идею, которую высказал Достоевский в своем православном романе: каждая жизнь бесценна, убийство разрушает человека и мир.

Список литературы

1. Анцыферова, 2015 — Анцыферова О.Ю. Античный код в университетском романе Донны Тартт «Тайная история» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. № 2 (2). C. 22–27.

2. Белогорцев, 2016 — Белогорцев В.Н. Ф.М. Достоевский и Ф. Ницше о человеке и его сущности / В.Н. Белогорцев, Е.Ю. Положенкова, Г.И. Могилевская, П.А. Пономарев // Гуманитарий юга России. 2016. Т. 18. № 2. С. 150–159.

3. Достоевский, 1972–1990 — Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.

4. Иванов, 1994 — Иванов Вяч. Вс. Дионис и прадионисийство. СПб.: Алетейя, 1994. 350 с.

5. Ишимбаева, 2016 — Ишимбаева Г.Г. Диалектика приятия-отрицания идей Ницше в романе Д. Тартт «Тайная история» // Вестник Самарского университета. История. Педагогика. Филология. 2016. № 3. C. 78–83.

6. Касаткина, 2015 — Касаткина Т.А. Священное в повседневном: Двусоставный образ в произведениях Ф.М. Достоевского. М.: ИМЛИ РАН, 2015. 528 с.

7. Качеев, 2021 — Качеев Д.А., Колчигин С.Ю. Между ангелом и бесом: «проклятые вопросы» Достоевского // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 5. №3. С. 159–171. DOI 10.17323/2587-8719-2021-3-159-171.

8. Назирова, 2016 — Назирова Э.И. Интертекстуальность романа Донны Тартт «Тайная история» // Язык. Культура. Коммуникация. № 1. 2016. URL: https://journals.susu.ru/ lcc/article/view/375/477 (дата обращения: 01.08.2022).

9. Шалимова, 2021 — Шалимова Н.С. Рецепция античной культуры в романе Д. Тартт «Тайная история» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. Вып. 2. С. 344–349.

10. Шестов, 2016 — Шестов Л.И. Достоевский и Ницше. Апофеоз беспочвенности. М.: Азбука, 2016. 384 с.

11. Tartt, 1992 — Tartt D. The Secret History. New-York: Knopf, 1992, 523, [6] p.